Работа в Москве

Работа в Москве и регионах  •  Вакансии для специалистов   •  Актуальные резюме

JOBCONS - профессиональный сервис для работодателей и соискателей. Соискатели, осуществляя поиск работы, могут создавать и размещать свои резюме, а также искать необходимые вакансии, используя возможности сервисов сайта. Кадровые агентства и прямые работодатели получают удобную форму поиска резюме и публикации вакансий. Наша задача - предоставить всем пользователям качественный сервис и сделать его максимально удобным.
JOBTOR - Работа в России | вакансии
Rambler's Top100

   Работа, вакансии, резюме   

Подбор персонала

Очень важно правильно поставить цели в подборе персонала. Допустим, вы сделали все необходимое и четко представляете, кто и на какую работу вам нужен. Сейчас есть возможность найти претендентов почти на всякую работу. Но как сделать, чтобы среди претендентов, которые попадут к вам на рассмотрение, был тот человек, который станет хорошим работником? Об этом мы поговорим сегодня.

Способы подбора персонала

Если компании нужно найти нового работника, то круг возможных способов поиска достаточно широк. Особенно в Москве и других больших городах. Чаще всего применяются следующие способы поиска:

  1. Подбор персонала с помощью знакомых.

  2. Поиск с помощью сотрудников компании.

  3. Поиск с помощью объявлений о вакансиях в печатных средствах массовой информации (СМИ).

  4. Поиск среди кандидатов, опубликовавших свои объявления (мини-резюме) в печатных СМИ.

  5. Поиск с помощью объявлений на радио и телевидении.

  6. Поиск с помощью уличных объявлений.

  7. Прямой поиск (инициативные обращения непосредственно к потенциальным кандидатам).

  8. Поиск с помощью агентств по подбору персонала.

  9. Поиск с помощью агентств по трудоустройству.

  10. Поиск с помощью государственной службы занятости.

  11. Поиск с помощью учебных заведений.

  12. Поиск с помощью профессиональных и общественных организаций.

  13. Поиск в базе данных компании.

  14. Поиск с помощью Интернет.

Недавно на представительной конференции по вопросам управления персоналом был проведен опрос участников. Выяснилось, что среди многих перечисленных способов подбора персонала есть четыре, которые применяются существенно чаще всех остальных. Попробуйте сами определить какие именно. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

Выбор способов подбора персонала

Какие способы в каких случаях могут быть более эффективными? Единых рекомендаций здесь нет и, наверное, быть не может. Подбор персонала зависит от многих факторов, к важнейшим из которых относятся:

  1. Характер вакансии и предъявляемых к кандидатам требований.

  2. Особенности поведения потенциальных кандидатов в регионе, в котором проводится подбор персонала.

  3. Требуемые сроки поиска.

  4. Наличие денежных средств на оплату внешних ресурсов (СМИ, агентства).

  5. Рабочее время, которое может быть выделено на поиск кандидатов.

  6. Технические средства, которыми вы располагаете.

  7. Конфиденциальность поиска.

Идеально, если у того, кто занимается поиском, есть большой личный опыт подбора кандидатов на самые разные должности с использованием всех возможных способов поиска. Тогда ему не придется особенно долго задумываться над выбором способов подбора персонала, решения принимаются на уровне «неосознанной компетентности».

Но на практике даже опытному специалисту обычно приходится советоваться, чтобы выбрать способ или способы поиска. Выбор самым непосредственным образом влияет и на результаты подбора персонала, и на связанные с этим затраты денежных средств и рабочего времени.

Стоимость услуги по подбору персонала, оплачиваемая компанией-работодателем кадровому агентству, реально зависит, в первую очередь от того, какие способы поиска будут применяться. Если нужные кандидаты с большой степенью вероятности могут быть найдены в базе данных, затраты на подбор персонала могут быть существенно ниже. Если придется осуществлять прямой поиск или привлекать агентов-наводчиков, то резко возрастут трудозатраты, а следовательно и стоимость работы. Стоимость работы по подбору персонала также увеличивается, если нужно оплачивать дорогостоящие объявления в средствах массовой информации.

В случае, если поиск осуществляется без привлечения агентств по подбору персонала, то затраты на достижение результата определяются теми же факторами, которые перечислены выше. Разница лишь в том, что не приходится платить кадровому агентству. Но тот, кто хорошо усвоил суть рыночной экономики, прекрасно понимает, что рабочее время - это тоже деньги. И задержка с подбором персонала - это тоже потеря денег для компании. И тем более, ошибка в подборе - она иногда может стоить очень дорого. Поэтому выбор способов подбора - это не только технологическая, но и экономическая задача. И при правильном подходе решение должно быть комплексным.

С кем посоветоваться?

Я твердо убежден, что у любого профессионала должна быть личная сеть профессиональных контактов, которой он может воспользоваться при решении производственных задач. Это в полной мере относится и к сложным задачам поиска кандидатов. В вашей записной книжке или визитнице должен быть ряд телефонов коллег, которые знают вас и не удивятся вашему звонку. Участвуя в конференциях или семинарах, посещая профессиональны клубы, не стесняйтесь знакомиться с коллегами и создавать свою сеть профессиональных контактов.

Мой опыт показывает, что можно позвонить и совершенно незнакомому человеку. Найти телефон интересующей вас компании можно в справочнике. Если вы владеете техникой телефонного разговора, то секретарь почти всегда скажет вам, как зовут, например, менеджера по персоналу и поможет с ним связаться. Начав разговор и правильно его построив, вы уже через пару минут можете превратить прежде незнакомого человека в коллегу-знакомого. И попросить у него совета.

Я неоднократно убеждался в справедливости утверждения Н. Макиавелли о том, что мы любим не того, кто облагодетельствовал нас, а того, кого облагодетельствовали мы сами. Обращаясь к коллеге за советом и помощью, прямо дайте ему понять, что у него есть возможность советом или помощью облагодетельствовать вас. И во многих случаях вы эту помощь получите, причем совершенно бесплатно. А если и будут случаться неудачи, если вы не получите ценного совета, не следует это драматизировать. Здесь как на рыбной ловле: забрасываешь крючок с наживкой, но рыбу вытаскиваешь отнюдь не всегда.

Обращаясь за советом в выборе способа поиска, вы в неявной форме даете запрос на кандидатов. Даже если прямо об этом не говорите. Но если вы чувствуете, что разговор складывается хорошо и ваш собеседник общается с вами достаточно приветливо и заинтересованно, прямо спрашивайте, не могут ли вам порекомендовать конкретного человека. 

Кого можно найти через Интернет?

Почти все способы поиска работников, которые были указаны в начале статьи, уже можно считать традиционными. В том смысле, что все они широко применялись у нас в первой половине 90-х годов, когда в России начал восстанавливаться реальный рынок труда. А вот поиск работников с помощью Интернет является сравнительно новым, но развивается очень быстро.

Почти все способы поиска работников, которые были указаны в начале статьи, уже можно считать традиционными. В том смысле, что все они широко применялись у нас в первой половине 90-х годов, когда в России начал восстанавливаться реальный рынок труда. А вот поиск работников с помощью Интернет является сравнительно новым, но развивается очень быстро.

Через Интернет можно найти только того, кто сам ищет работу через Интернет, просматривая для этого объявления о вакансиях или размещая в Интернет свое объявление о поиске работы (в форме анкеты или мини-резюме).

Как правило, это те люди, которые самостоятельно пользуются Интернет. Эти люди относятся к самым разным профессионально-должностным категориям. Теоретически, через Интернет можно искать кого угодно. Но, например, шансы найти сильного топ-менеджера пока невелики. Также это не тот канал, по которому стоит искать рабочих.

Интернет в России наиболее активно используется жителями Москвы и наиболее крупных и развитых в экономическом отношении городов. Это тоже нужно учитывать.

Тот, кто еще не имеет опыта поиска работников через Интернет, но хотел бы воспользоваться такой возможностью, может самостоятельно определить, поможет ли Интернет ему найти работников требуемого профиля и уровня. Для этого нужно посмотреть какого рода вакансий и какого рода специалистов в Интернет много. Это и будут те категории, по которым поиск работы в Интернет наиболее эффективен.

Плюсы и минусы поиска работников через Интернет

Основные положительные стороны этого способа поиска работников:

  1. Денежные затраты минимальны, только оплата пользования выходом в Интернет. Доступ к объявлениям и размещение объявлений, как правило, бесплатны.

  2. Затраты труда относительно невелики. Нужные сайты имеют в своем составе поисковые системы, экономящие время.

  3. Оперативность. Войдя в Интернет, вы в ряде случаев уже через несколько минут можете найти мини-резюме интересных для вас кандидатов. Если вы разместите свое объявление о вакансии, то оно практически сразу станет доступным для тех, кто ищет работу через Интернет.

Основные недостатки и затруднения при поиске работников через Интернет:

  1. Способ неэффективен при поиске работников отдельных категорий (топ-менеджеры, рабочие, вспомогательный медицинский персонал и др.).

  2. Способ пока слабо работает при поиске вне Москвы и крупных городов.

  3. Поисковые системы нужных сайтов несовершенны. Поэтому при выполнении конкретного поиска приходится экспериментировать с вариантами запросов, чтобы не пропустить тех кандидатов, которые есть в Интернет.

Объявление о поиске работы (мини-резюме потенциальных кандидатов) менее информативны по сравнению с обычными резюме. Поэтому первичный отсев приходится вести более осторожно, увеличивая тем самым количество телефонных звонков к подателям объявлений и количество запросов по электронной почте с просьбой выслать полное резюме

Где искать?

В российской части Интернет имеется более тысячи сайтов, обслуживающих рынок труда. Но, как правило, компаниям для поиска работников достаточно хорошо освоить несколько сайтов, наиболее посещаемых соискателями работы. Все эти сайты являются своего рода виртуальными досками объявлений, на которых любой соискатель и любая компания могут оставить свою информацию. Поскольку объявлений много, то сайты обычно снабжены поисковыми системами, облегчающими нахождение нужной информации.

Если вы решили освоить поиск работников с помощью Интернет, то прежде всего, вы должны поучиться пользоваться сайтом www.job.ru. Это самый посещаемый и потому эффективный “работный” сайт. А те частные неудобства и недостатки, которые есть у этого сайта, обычны и для большинства других виртуальных «досок объявлений».

Если вы захотите воспользоваться возможностями других сайтов, то найти их адреса вы сможете с помощью поисковой системы «Рамблер». Выходите на поисковую систему www.rambler.ru, далее переходите на « Интернет-рейтинг Топ-100» и открывайте на этом рейтинге раздел «Работа».

Поиск через подачу объявлений

В отличие от подготовки объявлений в печатные СМИ при подготовке объявлений для Интернет имеется гораздо меньше возможностей для творчества. Дело сводится к заполнению анкеты, предлагаемой сайтом для описания вакансии.

В любой из таких анкет есть поле, которое заполняется в свободной форме (типа «Дополнительная информация»). Здесь целесообразно дать привлекательную информацию о компании и конкретной работе, чтобы заинтересовать наиболее интересных кандидатов, которые себя высоко ценят и поэтому более разборчивы. С другой стороны, в этом же поле можно указывать требования к кандидатам, выполняющие отсеивающие функции.

Следует учитывать, что многие соискатели просматривают «свежие» объявления, опубликованные в последние 5-10 дней. Поэтому, хотя ваше объявление может храниться на сайте более долгий срок, целесообразно, если поиск остается актуальным, повторно размещать объявления. При этом можно изменять параметры и дополнительную информацию с учетом того, как работало ранее поданное объявление. Варьируя, например, название и описание должности, а также отнесение должности к классификационной группе, можно «зацепить» тех кандидатов, которые видели ранее поданное объявление, но не заинтересовались им.

Если нахождение кандидата через Интернет является для вас важным делом и вы всерьез рассчитываете именно на этот способ, разместить объявление нужно на нескольких сайтах. В принципе, чем на большем количестве сайтов даны ваши объявления, тем больше шансов найти нужного работника.

Поиск путем просмотра объявлений о поиске работы

Это наиболее оперативный способ поиска кандидатов. В принципе он имеет много общего с поиском через базу данных, о котором мы уже подробно говорили прежде. Фактически, каждый из ведущих сайтов - это база данных на несколько тысяч кандидатов, занимавшихся поиском работы в последнее время.

Для того, чтобы эффективно искать кандидатов путем просмотра объявлений, нужно научиться преодолевать несовершенства поисковых систем. Также нужно развивать в себе профессиональное чутье, помогающее распознавать нужных работников по их кратким и очень формализованным анкетам-объявлениям.

То, что этот способ вы многих случаях достаточно эффективен, подтверждается практикой. Проведенный экспресс-опрос компаний, с которыми работает «Метрополис», показал, что более 90% кадровых служб регулярно или время от времени ищут для своих компаний работников через Интернет.

Развитие Интернет-технологий в России идет очень высокими темпами. Если вы попробуете сейчас воспользоваться Интернет для поиска работников, и сделаете все правильно, но не добьетесь успеха, не торопитесь навсегда отказываться от этого способа. То, что Интернет не дает сегодня, мы, возможно, сможем получить через полгода или год. Здесь постоянно появляется что-нибудь новое интересное и полезное.

А теперь обещанные ответы на вопрос, заданный в начале статьи. Способы поиска 1,3,8 и 14 применяются существенно чаще других.

В.Поляков

Публикации   •   Кадровые агентства   •   Библиотека     ©JOBCONS 2007 - 2015 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика